Учебно-тренировочные сборы в полевых условиях с активной туристской программой

10 июля 2024 г. День первый.
Дорога в лагерь была пусть и долгая, но приятная. На полпути мы остановились во Ржеве и посетили мемориал в честь погибших здесь воинов Великой Отечественной войны. Огромный памятник советскому солдату поражает величием, но как иначе, если число погибших здесь почти достигает миллиона человек! Пять часов в машине за первыми разговорами друг с другом пролетели быстро. И вот мы уже на Селигере собираем катамараны, грузим вещи и отплываем на место сборов. В этом году оно у нас новое: почти на самом конце восточного вытянутого мыса острова Малый Хачин. Погода нас радовала солнцем и несильным ветром, поэтому мы оперативно поставили шатёр, новые большие палатки, натянули сетку для игр, словом, обустроили лагерь. Вечером провели круг. В этом насыщенном дне всем запомнилось разное: кто-то впервые в жизни увидел озеро, кому-то особо понравилось собирать катамаран и ставить палатки. А впереди почти для всех первая ночь в палатке, первая битва с комарами, первый отбой и первый подъём.

11 июля 2024 г. День второй.
"В лагере Десантер объявляется подъём!", - услышали мы под стук дождя. Но это не повод расстраиваться! После сытного завтрака мы поиграли в настольные игры, а сразу как только закончился дождь провели несколько сетов в пионербол. Затем мы организовали тир и поучились стрелять из пневматической винтовки! Все справились успешно!
После обеда снова настолки - это всем так понравилась игра "Спящие Королевны"! Наконец мы дождались, когда подсохнет трава и пошли играть в долгожданный лазертаг! Бои были равные, но порой побеждали комары. На ужине гречку с тушёнкой все уплетали за обе щеки: день был действительно насыщенным!

12 июня 2024 г. День третий.
Итак, "В лагере Десантер объявляется подъём!". Не все поняли эту фразу как должно: мы ждали на месте построения 17 минут... Поэтому "В лагере Десантёр объявляется отбой!" и через три минуты снова "В лагере Десантер объявляется подъём! Форма одежды...". Теперь нужно было успеть за три минуты полностью одеться и встать в строй в нужной форме. Уложились почти все, но не все услышали, какая именно форма одежды должна быть - пришлось пулей мчаться обратно в палатку. А ценна каждая секунда, ведь она равняется сейчас одному отжиманию! В следующей попытке "отбоя-подъёма" хватило полутора минут!

А дальше зарядка с пробежкой к самому мысу острова, завтрак и отплытие в Нило-Столобенскую пустынь. Да, сегодня мы на время снова вернулись "на материк", посетили монастырский музей, походили по территории, зашли в Богоявленский собор. Запомнились многочисленные иконы и скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского - основателя монастыря. Напоследок мы поднялись на колокольню: отсюда озеро как на ладони! После обеда начались приключения. Приготовить-то обед быстро, а вот убраться... Как ни странно, на это можно потратить больше часа. Сначала забыли помыть кастрюлю от второго, потом полчаса не могли убраться на кухне, затем таинственно, за две минуты, исчезла почти вся бутылка Fairy... Под конец все получили задание: разобраться, что у нас в лагере "нехорошо" и устранить проблему. Спустя тридцать минут общего мозгового штурма "загаданное" место было найдено: нехорошо было в районе ямы для пищевых отходов. Путь к ней можно было проследить по дорожке из риса, а выбросить в неё что-либо уже было сложно из-за валяющихся рядом остатков еды. Наконец, прошлая яма закопана и вырыта новая: аккуратная, красивая! Итак, можно приступать к занятиям. Мы играли в лазертаг прямо в лагере. Точка была установлена на площадке для пионербола, и две команды штурмовали её по очереди с противоположных позиций. Бой был равным и напряжённым! После ужина ребята снова играли в любимых "Спящих королев".

13 июня 2024 г. День четвертый.
Прошлым вечером Сеня ударился ногой и повредил большой палец. Поэтому наши планы на утро были скорректированы: Олег Дмитриевич отправился с пострадавшим в больницу в Осташков, а у остальных было занятие по ориентированию на местности. Вспомнив теорию про карты, масштаб и азимут, мы перешли к практике. Для начала мы внимательно рассмотрели карту острова Малый Хачин, нашли на ней место нашего лагеря. Потом каждый определил длину своего шага - это было необходимо, чтобы определить масштаб нашей карты. Дальше были прятки по-географически. Сменяя друг друга, мы прятали кепку, а чтобы её найти, определяли азимут и расстояние до неё, второй человек решал обратную задачу. А она непростая: ошибёшься на метр, и кепку уже не найти! Но все справились успешно! В конце занятия мы отправились искать футбольное поле на другом конце острова, в километре от лагеря. Наградой была игра в футбол, счёт 5:2! Вернувшись в лагерь, мы поиграли в настолки и приготовили обед. Как раз вернулся наш пострадавший: травма, к счастью, не серьёзная - ушиб. Убирались опять долго и неохотно. Узнали, что чтобы вытереть тарелку, нужно израсходовать минимум полпачки салфеток... Но прогресс заметен: сегодня мы впервые услышали фразу: "Мама, я перезвоню - занят на дежурстве!". Удивительно и приятно слышать такие ответственные и взрослые слова от семилетнего ребёнка!
Вечером была игра в лазертаг, а после ужина и уборки (в этот раз уже достаточно быстрой!) был традиционный вечерний круг: каждому были сказаны нужные ему слова, каждого и похвалили, и поругали и, надеемся, каждый сделал выводы из этой беседы. А после ужина все успели поиграть в вышибалы. Как итог: после отбоя заснули все почти моментально!

14 июня 2024 г. День пятый
Сегодня был один из самых сложных дней: вся первая половина дня была занята пешим походом по острову Малый Хачин. В качестве провожатых выступили ребята. На карте острова были заранее расставлены точки с табличками: Леон вёл нас до неприметного холма у дороги в середине острова, Захар провёл сквозь густой лес до просеки по азимуту, Сеня и Никита помогли найти большой муравейник на границе живописного болота, а благодаря Серёже мы дошли до канала Копанки. Конечным пунктом назначения было озеро Белое - самое крупное озеро на острове Большой Хачин. Всю дорогу нам злостно противостояли комары - им даже удалось пару раз нас сбить с пути. Но каждый раз мы ориентировались по сторонам света, рельефу, характерным поворотам дороги и изгибам берега, выходили к нужной точке и находили заветную бумажку с кодовым словом. Было и ещё два препятствия на нашем пути: запланированная верёвочная переправа через канал Копанку и незапланированная переправа с шестом через небольшой заливчик у северного берега острова.
Поход получился длинным и полезным: мы совместили здесь и экскурсию по острову, и ориентирование, и работу с верёвками. А ещё нужно было вовремя забрать тяжёлую колбу у уставшего товарища, подождать отстающего, проявить терпение к младшим - словом, командная работа тоже была подвергнута непростому испытанию. И здесь нам ещё расти и расти...
Вернуться мы успели прямо перед дождём и ровно к сытному обеду. А вечером снова был лазертаг, который небольшой дождик сделал только более динамичным.

15 июня 2024 г. День шестой
В последний день сборов мы отправились в водный поход на катамаране до "пушек" - памятнику Великой Отечественной войне на западном берегу Селигера. Всего в обе стороны в 8 рук мы прогребли 7 км и проплыли все знаковые места вчерашнего пешего похода. Сначала казалось, что на катамаране идти куда быстрее, чем пешком, но потом оказалось, что если гребёт один человек, а остальные устали и загорают, то катамаран сдувает ветром назад, да ещё и загоняет в камыши. Словом, по мере приближения к лагерю скорость наша всё падала и падала... Не мотивировал даже остывающий суп "Звёздочки" в лагере. Наиболее стойким оказался Никита: он грёб больше всех и без восклицаний: „А почему он не гребёт!?”. А ещё впервые за смену Захар сам начал своим примером, а не упрёками показывать, как надо грести! Но мы всё ещё двигались со скоростью 1 метр в минуту и, наконец Олег Дмитриевич предложил: „Либо я гребу, но все остальные тоже гребут не останавливаясь, либо перестаю грести”. И что тут началось! Скорость катамарана выросла с 2,5 км/ч до положенных 4 км/ч. Причём ребята даже успевали сменить друг друга, не переставая грести, прямо как бегуны на эстафете. В итоге все так разгорелись, что по прибытии в лагерь впервые захотели покупаться в озере! И пусть вода ещё холодная, но все остались очень довольны!
А вечером снова был лазертаг, а потом подведение итогов лагеря.

Подведём итоги и здесь. В этой смене на хозяйственные вопросы уходила половина времени, поэтому даже часть оборудования осталась невостребованной. Но вряд ли об этом стоит жалеть, потому что главное, чему здесь учились ребята - это нести ответственность за свои поступки, выполнять обязанности и ценить труд других!